Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Корея


Республика Корея

Статус экономики: технотронная с элементами инновационной.

КФР. Внешняя торговля Кореи осуществляется в соответствие с торговым режимом, установленным для государств-членов ВТО. В целях защиты интересов национальных производителей, особенно в случае превышения торговых квот, установленных ВТО, РК использовала защитные меры в виде различных барьеров и ограничений. Количество ограничений в РК против зарубежных товаров: химическая продукция - 61, оборудование и электроника - 35, бумага и древесина - 26, металлы - 12; текстиль - 7.
В последние годы в РК отмечается устойчивая тенденция роста производства и экспорта автомобильной техники. РК находится на 5-6 месте в мире по объему производства - в 2005г. выпустив 37 млрд.шт. на 50 млрд. долл. США (рост на 6,5% по сравнению с 2004гг.).
В 2005г. объемы производства пяти автомобилестроительных корпораций РК в процентном соотношении составили:
- Hyundai Motor - 57,6;
- Kia Motors - 14,6;
- GM Daewoo - 5,2;
- Ssangyong Motor - 8,6;
- Renault-Samsung Motors - 14.
В 2005г. на 48,2 млн.чел. населения страны приходилось 15,4 млн.ед. автотранспорта, в т.ч. 95% составляли пассажирские автомашины - 14,6 млн.шт., 783965 ед. - грузовики и 57563 ед. - автобусы.
В 2005г. продолжалось проникновение южнокорейских автомобилестроительных корпораций в автомобильную промышленность других государств. Корейские автопризводители рассматривают рынок Китая как один из самых интересных в Азии. Hyundai Motor увеличил свои продажи автомобилей в Китае с 52 тыс. в 2003г., до 234 тыс. автомобилей в 2005г. Kia Motors также увеличила свои продажи в Китае со 110 тыс. в 2004г. до 140 тыс. автомобилей в 2005г.
В 2005г. экспорт корейской электроники составил 103 млрд. долл. США, что на 6,3% больше показателей 2004г. Эта сумма составляет 40% от общего экспорта РК за год.

ПФ. Совместная корейско-китайская компания с участием Kia Motors завершила строительство второго завода в Китае по выпуску автомобилей, его проектная мощность - 400 тыс. автомобилей в год. Первое действующее корейско-китайское автомобилестроительное предприятие с участием Kia Motors, находящееся на территории Китая, в настоящее время производит 50 тыс. автомобилей в год.

В интересах обеспечения своей безопасности особое значение Республика Корея придает развитию торгово-экономических связей с Северной Кореей, т.к. это позволяет сократить вероятность возникновения на Корейском полуострове военного конфликта и в целом демонстрирует стабильность положения РК в международном сообществе.
Дальнейшая реализация совместных инвестиционных проектов на территории КНДР (начало работы южнокорейских компаний на территории технопарка в г. Кэсон, продолжение проведения туристических экскурсий для граждан РК в горах Кымган, техническое воссоединение ТКЖД и др.), рост двусторонней торговли, оказание гуманитарной помощи Северной Корее, являются предпосылками последующего воссоединения двух государств.


Источник: http://www.constanttour.ru/korea/korea2.html

ЭИТ. Законодательство РК ограничивает внешнеэкономическую деятельность субъектов в случае, если она непосредственно связана с вопросами национальной безопасности и обороны, а также, если она подпадает под ограничения в области международного экспортного контроля.
В 2006г. правительство РК продолжало активную деятельность, направленную на поддержку корейских производителей и экспортеров. Центральный банк периодически проводил интервенции для сдерживания роста курса воны. Базовая учетная ставка была поднята с 3,25 до 4,3%. Повышение ставки было вынужденным шагом в связи с тесной экономической зависимостью РК от своего главного экономического партнера - США. Слишком большая разница в учетных ставках центральных банков двух стран могло бы оказать отрицательное влияние на двусторонний товарооборот. Сближение уровней учетных ставок будет способствовать росту явно заниженного курса воны по отношению к долл. США.
В целях сбалансирования валютного рынка и стабилизации экспорта Минфин РК во II полугодии 2006г. объявил о новых мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности. Речь идет о снятии ряда ограничений на финансовые операции в иностранной валюте на:
- приобретение недвижимости в зарубежных странах и вывоз иностранной валюты;
- ведение финансовой деятельности в иностранной валюте (не нужно получать специального разрешения).
Ранее общая стоимость недвижимости, приобретаемой в зарубежных странах одним гражданином Республики Корея, не должна была превышать 1 млн. долл. США. Требовалось в течение трех лет после возвращения на родину на постоянное жительство продать всю зарубежную недвижимость. Согласно новому законодательству, разрешено вкладывать в покупку любую сумму и распоряжаться приобретенной недвижимостью по своему усмотрению.
Правительство также выступило с инициативой о принятии законов, которые бы поощряли создание за рубежом СП. Предполагалось, что в случае, когда СП, где присутствует южнокорейский капитал, экспортирует товары и услуги в РК, то эти компании должны были пользоваться различными таможенными и налоговыми льготами.
Южнокорейский государственный Экспортно-импортный банк (ExIm Bank) объявил о планах выдать в 2006г. средним и малым корейским экспортерам на 17% больше льготных экспортных кредитов, чем в 2005г. Ожидается, что общий объем льготных кредитов составит 28 трлн. вон. Этот шаг правительства РК направлен на поддержку малых и средних компаний на фоне высокого обменного курса воны, который ослабляет конкурентоспособность корейских товаров на мировом рынке. (Средние и мелкие экспортеры обеспечивают 40% всего экспорта РК.).

ExIm Bank является госорганизацией, не ставящей перед собой задачи получения прибыли.
Страхованием экспортных сделок занимается Корейская корпорация страхования экспорта (КСЭ), которая была создана в 1992г. в соответствии с положениями Закона об экспортном страховании с целью способствования развитию национального экспорта и др. видов зарубежной деятельности корейских компаний путем принятия на себя части рисков. Корпорация отслеживает тенденции развития экономической и политической ситуации в различных странах и на их основании присваивает им степень риска. 239 странам присвоена одна из 7 степеней риска, в соответствии с которыми определяются условия страхования экспортных сделок.
Корпорация оказывает национальным экспортерам платные услуги по проверке благонадежности потенциальных партнеров через посредство своих 4 зарубежных представительств, а также с помощью 45 кредитных агентств из 33 стран.
В Корее активно действует ряд правительственных организаций, защищающих интересы малого и среднего бизнеса, таких как Корейская федерация малого и среднего бизнеса (КФМСБ), которая совместно с Администрацией малого и среднего бизнеса:
- проводит сбор и обобщение всей информации для представителей малого и среднего бизнеса,
- оказывает им консультационные услуги,
- предоставляет на льготных условиях кредиты для развития бизнеса,
- организует проведение международных семинаров и конференций, имеющих своей целью установление и развитие деловых связей между корейскими и зарубежными предпринимателями и т.д.
Поддержка национальных производителей и экспортеров осуществляется и на уровне региональных органов власти. В составе администраций каждой из 9 корейских провинций существуют комитеты по поддержке местного бизнеса и развитию международных связей. Эти комитеты как самостоятельно, так и совместно с представителями вышеперечисленных правительственных организаций регулярно организуют презентации местной промышленности, на которые приглашаются представители потенциальных зарубежных покупателей, а также оказывают пр. виды помощи проникновению местных бизнесменов на рынки зарубежных стран.

В 2006г. Южной Корее в целях отстаивания своих экономических интересов пришлось прибегать к применению довольно жестких мер дипломатического характера. Речь идет о затянувшемся переговорном процессе между Сеулом и Токио по определению границ своих эксклюзивных экономических зон в Японском море. Фактически, эксклюзивные экономические зоны Республики Корея и Японии четко не определены, и в 1996-2000гг. стороны провели несколько раундов переговоров по этому поводу, но не смогли достичь взаимоприемлемых договоренностей. <Камнем преткновения> являются воды вокруг островов Токто (Такэсима). Официальный Сеул требует признать острова Токто точкой их отсчета, однако Токио выступает категорически против этого требования, поэтому шансы на достижение прогресса в урегулировании споров по-прежнему остаются ничтожно малыми.
Контакты с Россией. Наибольшую активность в установлении сотрудничества с Россией проявляют представители малого и среднего бизнеса РК. Корейские импортеры заинтересованы в поставках из России сырьевых товаров и товаров с неглубокой степенью переработки. Корейские компании-экспортеры в основном предлагают поставлять в Россию высокотехнологичные товары, в которых заинтересованы малые и средние российские компании-импортеры.
Активность российского бизнеса в 2005г. значительно уступала корейскому бизнесу.


Российский рынок автомобильной техники также привлекает внимание южнокорейских автомобилестроителей. Каждый пятый покупатель авто в России приобретает продукцию Hyundai Motor или Kia Motors. Автомобильный рынок в России поделен следующим образом между иностранными производителями:
- Hyundai - 17,4% продаж в 2005г.,
- Toyota - 12,3%, Uzbek-Daewoo - 10,5%,
- Mitsubishi - 9,8%, Ford - 8,7%,
- Kia Motors - 4,2%, а
- а остальные 37,1% сегмента рынка приходятся на американские, западноевропейские и российские компании.
Южнокорейская компания <Мандо>, занимающаяся разработкой и производством автомобильных узлов и компонентов, заключила контракт с российской компанией <АвтоВаз> на поставку в течение пяти лет с 2010г., систем рулевого управления с электроусилителем для использования их в новом российском автомобиле. Сумма контракта составила 125 млн. долл. США. Фирма планирует приступить к созданию совместных предприятий на территории России, Чехии и Ирака на 185 млн. долл. США.
Вопросы по реструктуризации российского долга перед РК были решены в 2003г., что способствовало дальнейшему развитию сотрудничества в финансовой сфере между странами. В марте 2004г. корейское правительство утвердило порядок погашения российского долга корейским частным финансовым организациям. В соответствии с ним:
банк <Ури> получит 365,94 млн. долл. США,
Korea Development Bank - 249,5 млн. долл.,
Kookmin Bank, Korea Exchange Bank, Chohung Bank, Hana Bank, Resolution and Finance получат по 182,97 млн. долл.,
Shinhan Bank, и KorAm Bank, - по 66,53 млн. долл. США;
Данным решением с этих банков снят запрет на финансовые операции с российскими юрлицами. Общий долг РФ составляет 1,47 млрд. долл. США, и будет погашен к 2025г.
Во время саммита президентов в 2004г. был подписан ряд кредитных соглашений между российскими и корейскими банками:
кредитное соглашение между <Внешторгбанком> и <Экспортно-импортным банком> Кореи, которое предусматривает финансирование ряда совместных проектов;
cоглашение между <Сбербанком> России и <Экспортно-импортным банком> Кореи о межбанковском экспортном кредите на 50 млн. долл. США.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=119463

Справочно. В 2004г. 39 иностранных банков через свои представительства, филиалы (всего 50 отделений) и приобретенные акции в корейских банках активно работают на финансовом рынке РК.
Доля иностранных банков в уставном капитале национальных банков составила в 2004г. 43% (1998г. - 12,3%, 1999г. - 21,7%, 2000г. - 27,7%, 2002г. - 26,7%, 2003г. - 40%).
Национальные банки Кореи делятся на:
коммерческие;
специализированные.
На финансовом рынке Республики Корея оперируют 14 коммерческих национальных и местных банков, в т.ч. 8 национального масштаба:
- Chohung Bank (CHB),
- Korea First Bank (KFB),
- Korea Exchange Bank (KEB),
- Woori Bank, Kookmin Bank,
- Shinhan Bank, KorAm Bank,
- Hana Bank,
а также 6 банков в крупнейших провинциях РК: Daegue Bank, Busan Bank, Kwangju Bank, Jeju Bank, Jeonbuk Bank и Kyongnam Bank.
На территории РК в 2004г. действовали 4.448 филиалов (отделений) национальных и муниципальных банков.
Прибыль второго по величине банка Южной Кореи - Woori Bank - составила 1,1 трлн. вон. Это меньше, чем годом раньше (1,3 трлн. вон). Занявший 3-е место Hana Bank более чем удвоил свои показатели по чистой прибыли, закончив 2004г. с тем же результатом, что и Woori Bank - 1,1 трлн. вон. Такие хорошие показатели связаны с тем, что корейские банки в 2003г., завершив компанию по списанию масштабных безнадежных кредитов, уменьшили объем средств, направляемых в свои резервные фонды, которые создаются для покрытия потерь по кредитам. В 2004г. зафиксировано безнадежных кредитов на 8 трлн. вон, что ниже на 63% чем в 2003г. Вклад в рост чистой прибыли внесли и возросшие расценки за банковские услуги.
Несмотря на хорошие результаты 2004г., ряд банков проводит реформы направленные на повышение их прибыльности, что частично отражается на сотрудниках банков. Так, например, Kookmin Bank завершает в настоящее время реструктурирование, одним из результатов которого станет 10% сокращение персонала. За последние 2г. этот банк сократил число своих отделений на 90 - с 1234 до 1144.
В 2004г. в РК действовали 5 специализированных банков, включая:
- Банк развития Кореи (Korea Development Bank, занят обслуживанием крупного бизнеса и финансированием национальных целевых программ),
- Промышленный банк Кореи (Industrial Bank of Korea, в основном финансирует деятельность предприятий малого и среднего бизнеса);
- Экспортно-импортный банк Кореи,
- кредитно-банковский сектор Национальной федерации с/х кооперативов или NACF (предоставляет займы в области сельского и лесного хозяйства),
кредитно-банковский сектор Национальной федерации рыболовецких кооперативов или NFFC (финансовое обслуживание рыболовного сектора, животноводства и частично сельского и лесного хозяйства РК).
Вторичный фондовый рынок РК состоит из <большой> биржи - KSE, бирж Kosdaq и внебиржевого рынка <по объявлениям> - Korea Over-the-counter Bulletin Board (или KOTC BB). Объем сделок на биржевом рынке KSE в 2004г. составил 555.795,1 млрд. вон, что 1,5% выше, чем в 2003г.
Рынок Kosdaq является вторичным фондовым рынком и управляется корпорацией Kosdaq Stock Market. В 2004г. объем торговых сделок на бирже составил 155.696 млрд. вон, что на 41,5% ниже, чем в 2003г. (266.378,4 млрд. вон).
Число компаний, зарегистрированных на бирже Kosdaq, в конце 2004г. составило 890.
Объем долгосрочных обязательств на 1 дек. 2004г. составил 113,8 млрд. долл. США (106,2 млрд. долл. на конец 2003г), в то время как краткосрочных (со сроком погашения менее 1года) - 52,8 млрд. долл. (52,7 млрд. долл. - 2003г.), причем удельный вес краткосрочных обязательств к накопленным национальным золотовалютным резервам составил (27,4%).

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля 2011г.

Наши новости и издания

Май 2022
Начата работа над новой статьей А. Э. Камбарова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Камбарова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Апрель 2022
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Камбарова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Март 2022
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Камбарова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, мартовский выпуск.