Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Увидеть своими глазами (Заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам, начальник управления по туризму городской администрации Санкт-Петербурга Марианна ОРДЖОНИКИДЗЕ, Санкт-Петербургские ведомости, 09.10.2018г.)

Увидеть своими глазами

Эмма БЕЛЕНКОВА

Санкт-Петербургские ведомости

О предварительных итогах туристского сезона наш корреспондент Эмма БЕЛЕНКОВА беседует с заместителем председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам, начальником управления по туризму городской администрации Марианной ОРДЖОНИКИДЗЕ.

Пока политики выясняют отношения на международных форумах и прочих официальных мероприятиях, рядовые граждане планеты налаживают контакты другим путем. Они ездят друг к другу в гости, желая увидеть чужие страны своими глазами. Давно доказано, что самый короткий путь к взаимопониманию людей разных верований и национальностей - широкомасштабное развитие туризма. И даже прошедшее, неспокойное в финансовом отношении лето, оказывается, не стало серьезным препятствием для посещения гостями нашего прекрасного города.

- Начнем со статистики, хотя не будем лукавить: точного числа туристов не знает никто. Допустим, приехал человек в отпуск к родным из российской глубинки, чтобы познакомиться с красотами северной столицы, нигде не регистрировался, его же к туристам не причислишь?

- Хотя и он таковым, по сути, является. Мы ориентируемся на официальную статистику, которая поступает из нескольких источников. Но в первую очередь - это данные, предоставляемые Северо-Западным погранично-таможенным управлением. В 2010 году наш город посетили 4,2 млн человек. А за 9 месяцев 2011 года прирост иностранных туристов составил порядка 14%, а поток россиян, приезжающих в Петербург, вырос еще больше - на 15 - 20%.

- Непредсказуемый рост цен на авиабилеты, задержки рейсов... Давно турбизнес так не трясло, как нынешним летом. Где же логика?

- Финансовая ситуация, подорожание турпакетов, конечно, не прошли бесследно. Часть иностранных туристов в нынешний сезон мы все-таки потеряли. В то же время серьезный прирост после большого перерыва получился за счет российских туристов. Созрело для путешествий молодое поколение, которое никогда не было в Петербурге.

Меняется и структура турпотоков. Стабильно увеличивается доля индивидуальных туристов, что соответствует общемировой практике. Растет число бизнес-туристов, что связано с развитием качественной инфраструктуры для проведения деловых встреч, форумов, конгрессов. Все больше гостей покупают путевки, авиабилеты, не выходя из дома, через Интернет.

- Когда, наконец, будет решена проблема 72-часового безвизового пребывания иностранных туристов паромных судов?

- Надеемся, к весне следующего года. 19 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении измененй в ст. 25 федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Это как раз касается безвизового режима пребывания этой категории туристов. В свое время городское правительство выступило с инициативой, чтобы такое же право было не только у пассажиров круизных судов, но и у туристов, прибывающих в Петербург на пассажирских паромах. Эти предложения направлены в Госдуму.

- Круизные, паромные туристы в материальном плане для города самые выгодные?

- В сутки такой путешественник оставляет на берегу в среднем 150 евро. Опять же никаких проблем с размещением - гости ночуют на своем судне. Принятие поправок в закон, разрешающих 72-часовое безвизовое пребывание, особенно актуально для Петербурга в связи с вступлением в строй первой очереди пассажирского порта, способного принимать современные круизные и паромные суда с числом пассажиров на борту от 2,5 до 5 тысяч. В прошлые годы из-за прекращения паромного сообщения между Петербургом и городами Балтийского моря мы и так много потеряли.

- Если все пойдет хорошо, каковы прогнозы на этом направлении?

- В течение года к нам прибывают порядка 350 тысяч морских туристов. С принятием поправок в закон реально увеличить эту цифру до 1,5 млн человек.

- На продвижение Петербурга за рубежом из городского бюджета выделяется достаточно средств? Какова отдача? Коллега недавно вернулась из Норвегии. Исколесила, говорит, всю страну. И ни одной рекламы о родном городе не встретила...

- В 2006 году на продвижение города за рубежом было выделено из бюджета 150 млн рублей. В 2010-м и в 2011-м - по 120 млн рублей. Суммы, конечно, значительные. Но они несопоставимы со средствами, которые тратят на аналогичные цели мировые туристические центры. И даже по сравнению с Москвой это меньше в разы. Потом не стоит забывать, что мы этой проблемой вплотную стали заниматься только последние годы.

Наружную рекламу Петербурга можно увидеть в аэропортах, на центральных улицах, в метро Парижа, Франкфурта, Праги, Токио, готовится договор о прокате видеороликов на зарубежных телеканалах. За последний год мы провели 13 презентаций нашего города за границей. Петербург традиционно представлен на 12 крупнейших международных туристских выставках.

По инициативе Агентства городского маркетинга в этом году открыт первый туристско- информационный офис в Праге. На очереди - Берлин. Ведутся переговоры об организации подобных офисов в Париже, Хельсинки, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и Токио. А в Норвегии нашей рекламы пока действительно нет.

- Что нового в продвижении культурной столицы на внутреннем рынке?

- Помимо участия в российских туристских выставках реализуется проект "Регионы России - московское соглашение", в котором представлены 58 регионов. Кроме того, профильные комитеты Москвы и Петербурга разработали совместный проект "Две столицы", объединив усилия обоих городов по привлечению туристов. Туроператоры разрабатывают совместные программы, чтобы у туриста за одну поездку была возможность посещения как Москвы, так и Петербурга.

- Цену турпакета во многом диктует стоимость отеля. В одном из своих выступлений губернатор говорила, что нам необходим 34-тысячный номерной гостиничный фонд, чтобы достичь среднеевропейского уровня. Сколько имеем в наличии?

- 400 гостиниц на 23 тысячи номеров. Плюс в разной стадии развития находятся 173 гостиничных проекта, рассчитанных на 23 тысячи номеров. Нехватку трехзвездных отелей отчасти восполняют малые отели. Этот сектор, хотя и не без проблем, развивается очень активно.

В целом же конкуренция на этом рынке, конечно, недостаточна, поэтому и цены высокие. До 2013 года номерной фонд планируется увеличить на 14 тысяч номеров, но и это полностью дефицит не покроет.

- Не первый год ратуют за единый порядок лицензирования гиды-переводчики, вынужденные платить до 20 тысяч рублей ежегодно для продления лицензий. Причем в каждом музее свои порядки. Когда же эта проблема сдвинется с мертвой точки?

- Ассоциация гидов-переводчиков обратилась за помощью в наше управление, и сейчас готовится распоряжение правительства о введении единой аккредитации для гидов-переводчиков.

- Каковы границы высокого сезона?

- Судя по среднемесячной загрузке мест размещения, его рамки раздвинулись с мая по октябрь. Но и зимой отели не пустуют. Празднование Нового года, Рождества, разработанная ведущими отелями города программа "Белые дни", большое число деловых мероприятий в низкий сезон привлекают все больше гостей.

- Иностранный турист не обделен вниманием. На него работает "Служба ангелов", открывшийся в марте информационный "Контакт-центр"...

- Почему только иностранный? Любой гость может обратиться за помощью в эти службы. По легко запоминающемуся телефону "Контакт-центра" (812) 300-33-33 можно заказать такси, забронировать отель, билет на самолет, узнать информацию по всему спектру культурных, экскурсионных мероприятий. Работники справочной службы "Контакт-центра" общаются с клиентами на семи иностранных языках.

"Контакт-центр" работает круглосуточно, вся информация предоставляется бесплатно. "Служба ангелов", а в нынешнем сезоне это уже 80 человек, работает в тесном контакте с обслуживающим туристов структурным подразделением ГУВД.

- А пожаловаться можно?

- Конечно. Вот на днях турист пожаловался, что в гостинице с него потребовали значительную сумму за регистрацию. Туроператор не вправе такой конфликт разрешить, но об этом случае было сообщено руководителю отеля, чтобы на месте разобрались. К нам в управление звонят с претензиями. Самые типичные: на месте турфирма заменила отель, замена показалась неравноценной. Были жалобы на транспортное обслуживание туристов, выезжающих в Финляндию. Были сигналы на обслуживание в отелях. Наш сотрудник в таких случаях консультирует, как человеку действовать в конкретной ситуации. Переадресовываем недовольного туриста в "Роспотребнадзор" для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Но, в общем-то, жалобы не носят массового характера, это единичные случаи.

- Наша газета уже писала о положительном результате милицейского "шефства" над иностранными гостями.

- Могу еще раз этот факт подтвердить. Ни прошлым летом, ни нынешним ни одного происшествия с тяжелыми последствиями с иностранными туристами не произошло. Если случилось криминальное или дорожное происшествие, оператор "Контакт-центра" или сотрудник "Службы ангелов" тут же связывается с милицией.

В распоряжении специального полка патрульно-постовой службы, который круглосуточно дежурит в центральной части города, сначала было четыре автомобиля марки "Форд-Фокус", а сейчас уже десять. Для облегчения языкового барьера издан разговорник на английском, французском и немецком языках, куда включены наиболее часто используемые вопросы и ответы при общении с иностранными гостями.

Что стало в многолюдных местах поспокойнее, есть и заслуга техники. На специализированных стоянках туристских автобусов, территориях дворцов и прилегающих к ним парков, на железнодорожных, речном и морском вокзалах установлено видеонаблюдение, о чем потенциальные преступники, очевидно, знают.

В "Пулково-1" и "Пулково-2" работают стойки Городского туристско-информационного центра, где гости могут взять информационные материалы со всеми необходимыми телефонами, в том числе и памятку для иностранных граждан с рекомендациями как себя вести, чтобы обеспечить безопасность пребывания в городе.

- Чартерные рейсы, как правило, отправляются или ночью, или рано утром. Ночные тарифы на такси "кусаются". Широко разрекламированный российско-шведский проект "Аэропорт-Экспресс" по доставке пассажиров в аэропорт на комфортабельных автобусах за приемлемую сумму тихо умер по причине коммерческой убыточности. А что взамен?

- Сейчас от Витебского вокзала ночью ходит обычный автобус "Пассажиравтотранса" до "Пулково-1" и "Пулково-2". Он работает с полуночи до пяти утра с интервалом движения в полчаса. На этом автобусе нет номера, просто написано - "Аэропорт".

- Как прижилась новинка нынешнего сезона - обзорная экскурсия на двухэтажных автобусах "Сити-тур"?

- Пользуется популярностью. Продолжительность тура - полтора часа. Маршрут начинается от "Гостиного двора". Автобус делает десять остановок в местах главных туристских достопримечательностей. Билет действителен в течение дня. На любой остановке можно сойти, немного погулять и продолжить путешествие на следующем автобусе.

Этот проект интересен не только для гостей города, но и для петербуржцев. Уверяю вас, многие жители не видели, как сегодня красив парадный Санкт-Петербург ночью в ореоле художественной подсветки дворцов и мостов...

Наши новости и издания

Май 2022
Начата работа над новой статьей А. Э. Камбарова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Камбарова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Апрель 2022
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Камбарова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Март 2022
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Камбарова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, мартовский выпуск.