Увидеть своими глазами
Эмма БЕЛЕНКОВА
Санкт-Петербургские ведомости
О предварительных итогах туристского сезона наш корреспондент Эмма БЕЛЕНКОВА беседует с заместителем председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам, начальником управления по туризму городской администрации Марианной ОРДЖОНИКИДЗЕ.
Пока политики выясняют отношения на международных форумах и прочих официальных мероприятиях, рядовые граждане планеты налаживают контакты другим путем. Они ездят друг к другу в гости, желая увидеть чужие страны своими глазами. Давно доказано, что самый короткий путь к взаимопониманию людей разных верований и национальностей - широкомасштабное развитие туризма. И даже прошедшее, неспокойное в финансовом отношении лето, оказывается, не стало серьезным препятствием для посещения гостями нашего прекрасного города.
- Начнем со статистики, хотя не будем лукавить: точного числа туристов не знает никто. Допустим, приехал человек в отпуск к родным из российской глубинки, чтобы познакомиться с красотами северной столицы, нигде не регистрировался, его же к туристам не причислишь?
- Хотя и он таковым, по сути, является. Мы ориентируемся на официальную статистику, которая поступает из нескольких источников. Но в первую очередь - это данные, предоставляемые Северо-Западным погранично-таможенным управлением. В 2010 году наш город посетили 4,2 млн человек. А за 9 месяцев 2011 года прирост иностранных туристов составил порядка 14%, а поток россиян, приезжающих в Петербург, вырос еще больше - на 15 - 20%.
- Непредсказуемый рост цен на авиабилеты, задержки рейсов... Давно турбизнес так не трясло, как нынешним летом. Где же логика?
- Финансовая ситуация, подорожание турпакетов, конечно, не прошли бесследно. Часть иностранных туристов в нынешний сезон мы все-таки потеряли. В то же время серьезный прирост после большого перерыва получился за счет российских туристов. Созрело для путешествий молодое поколение, которое никогда не было в Петербурге.
Меняется и структура турпотоков. Стабильно увеличивается доля индивидуальных туристов, что соответствует общемировой практике. Растет число бизнес-туристов, что связано с развитием качественной инфраструктуры для проведения деловых встреч, форумов, конгрессов. Все больше гостей покупают путевки, авиабилеты, не выходя из дома, через Интернет.
- Когда, наконец, будет решена проблема 72-часового безвизового пребывания иностранных туристов паромных судов?
- Надеемся, к весне следующего года. 19 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении измененй в ст. 25 федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Это как раз касается безвизового режима пребывания этой категории туристов. В свое время городское правительство выступило с инициативой, чтобы такое же право было не только у пассажиров круизных судов, но и у туристов, прибывающих в Петербург на пассажирских паромах. Эти предложения направлены в Госдуму.
- Круизные, паромные туристы в материальном плане для города самые выгодные?
- В сутки такой путешественник оставляет на берегу в среднем 150 евро. Опять же никаких проблем с размещением - гости ночуют на своем судне. Принятие поправок в закон, разрешающих 72-часовое безвизовое пребывание, особенно актуально для Петербурга в связи с вступлением в строй первой очереди пассажирского порта, способного принимать современные круизные и паромные суда с числом пассажиров на борту от 2,5 до 5 тысяч. В прошлые годы из-за прекращения паромного сообщения между Петербургом и городами Балтийского моря мы и так много потеряли.
- Если все пойдет хорошо, каковы прогнозы на этом направлении?
- В течение года к нам прибывают порядка 350 тысяч морских туристов. С принятием поправок в закон реально увеличить эту цифру до 1,5 млн человек.
- На продвижение Петербурга за рубежом из городского бюджета выделяется достаточно средств? Какова отдача? Коллега недавно вернулась из Норвегии. Исколесила, говорит, всю страну. И ни одной рекламы о родном городе не встретила...
- В 2006 году на продвижение города за рубежом было выделено из бюджета 150 млн рублей. В 2010-м и в 2011-м - по 120 млн рублей. Суммы, конечно, значительные. Но они несопоставимы со средствами, которые тратят на аналогичные цели мировые туристические центры. И даже по сравнению с Москвой это меньше в разы. Потом не стоит забывать, что мы этой проблемой вплотную стали заниматься только последние годы.
Наружную рекламу Петербурга можно увидеть в аэропортах, на центральных улицах, в метро Парижа, Франкфурта, Праги, Токио, готовится договор о прокате видеороликов на зарубежных телеканалах. За последний год мы провели 13 презентаций нашего города за границей. Петербург традиционно представлен на 12 крупнейших международных туристских выставках.
По инициативе Агентства городского маркетинга в этом году открыт первый туристско- информационный офис в Праге. На очереди - Берлин. Ведутся переговоры об организации подобных офисов в Париже, Хельсинки, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и Токио. А в Норвегии нашей рекламы пока действительно нет.
- Что нового в продвижении культурной столицы на внутреннем рынке?
- Помимо участия в российских туристских выставках реализуется проект "Регионы России - московское соглашение", в котором представлены 58 регионов. Кроме того, профильные комитеты Москвы и Петербурга разработали совместный проект "Две столицы", объединив усилия обоих городов по привлечению туристов. Туроператоры разрабатывают совместные программы, чтобы у туриста за одну поездку была возможность посещения как Москвы, так и Петербурга.
- Цену турпакета во многом диктует стоимость отеля. В одном из своих выступлений губернатор говорила, что нам необходим 34-тысячный номерной гостиничный фонд, чтобы достичь среднеевропейского уровня. Сколько имеем в наличии?
- 400 гостиниц на 23 тысячи номеров. Плюс в разной стадии развития находятся 173 гостиничных проекта, рассчитанных на 23 тысячи номеров. Нехватку трехзвездных отелей отчасти восполняют малые отели. Этот сектор, хотя и не без проблем, развивается очень активно.
В целом же конкуренция на этом рынке, конечно, недостаточна, поэтому и цены высокие. До 2013 года номерной фонд планируется увеличить на 14 тысяч номеров, но и это полностью дефицит не покроет.
- Не первый год ратуют за единый порядок лицензирования гиды-переводчики, вынужденные платить до 20 тысяч рублей ежегодно для продления лицензий. Причем в каждом музее свои порядки. Когда же эта проблема сдвинется с мертвой точки?
- Ассоциация гидов-переводчиков обратилась за помощью в наше управление, и сейчас готовится распоряжение правительства о введении единой аккредитации для гидов-переводчиков.
- Каковы границы высокого сезона?
- Судя по среднемесячной загрузке мест размещения, его рамки раздвинулись с мая по октябрь. Но и зимой отели не пустуют. Празднование Нового года, Рождества, разработанная ведущими отелями города программа "Белые дни", большое число деловых мероприятий в низкий сезон привлекают все больше гостей.
- Иностранный турист не обделен вниманием. На него работает "Служба ангелов", открывшийся в марте информационный "Контакт-центр"...
- Почему только иностранный? Любой гость может обратиться за помощью в эти службы. По легко запоминающемуся телефону "Контакт-центра" (812) 300-33-33 можно заказать такси, забронировать отель, билет на самолет, узнать информацию по всему спектру культурных, экскурсионных мероприятий. Работники справочной службы "Контакт-центра" общаются с клиентами на семи иностранных языках.
"Контакт-центр" работает круглосуточно, вся информация предоставляется бесплатно. "Служба ангелов", а в нынешнем сезоне это уже 80 человек, работает в тесном контакте с обслуживающим туристов структурным подразделением ГУВД.
- А пожаловаться можно?
- Конечно. Вот на днях турист пожаловался, что в гостинице с него потребовали значительную сумму за регистрацию. Туроператор не вправе такой конфликт разрешить, но об этом случае было сообщено руководителю отеля, чтобы на месте разобрались. К нам в управление звонят с претензиями. Самые типичные: на месте турфирма заменила отель, замена показалась неравноценной. Были жалобы на транспортное обслуживание туристов, выезжающих в Финляндию. Были сигналы на обслуживание в отелях. Наш сотрудник в таких случаях консультирует, как человеку действовать в конкретной ситуации. Переадресовываем недовольного туриста в "Роспотребнадзор" для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Но, в общем-то, жалобы не носят массового характера, это единичные случаи.
- Наша газета уже писала о положительном результате милицейского "шефства" над иностранными гостями.
- Могу еще раз этот факт подтвердить. Ни прошлым летом, ни нынешним ни одного происшествия с тяжелыми последствиями с иностранными туристами не произошло. Если случилось криминальное или дорожное происшествие, оператор "Контакт-центра" или сотрудник "Службы ангелов" тут же связывается с милицией.
В распоряжении специального полка патрульно-постовой службы, который круглосуточно дежурит в центральной части города, сначала было четыре автомобиля марки "Форд-Фокус", а сейчас уже десять. Для облегчения языкового барьера издан разговорник на английском, французском и немецком языках, куда включены наиболее часто используемые вопросы и ответы при общении с иностранными гостями.
Что стало в многолюдных местах поспокойнее, есть и заслуга техники. На специализированных стоянках туристских автобусов, территориях дворцов и прилегающих к ним парков, на железнодорожных, речном и морском вокзалах установлено видеонаблюдение, о чем потенциальные преступники, очевидно, знают.
В "Пулково-1" и "Пулково-2" работают стойки Городского туристско-информационного центра, где гости могут взять информационные материалы со всеми необходимыми телефонами, в том числе и памятку для иностранных граждан с рекомендациями как себя вести, чтобы обеспечить безопасность пребывания в городе.
- Чартерные рейсы, как правило, отправляются или ночью, или рано утром. Ночные тарифы на такси "кусаются". Широко разрекламированный российско-шведский проект "Аэропорт-Экспресс" по доставке пассажиров в аэропорт на комфортабельных автобусах за приемлемую сумму тихо умер по причине коммерческой убыточности. А что взамен?
- Сейчас от Витебского вокзала ночью ходит обычный автобус "Пассажиравтотранса" до "Пулково-1" и "Пулково-2". Он работает с полуночи до пяти утра с интервалом движения в полчаса. На этом автобусе нет номера, просто написано - "Аэропорт".
- Как прижилась новинка нынешнего сезона - обзорная экскурсия на двухэтажных автобусах "Сити-тур"?
- Пользуется популярностью. Продолжительность тура - полтора часа. Маршрут начинается от "Гостиного двора". Автобус делает десять остановок в местах главных туристских достопримечательностей. Билет действителен в течение дня. На любой остановке можно сойти, немного погулять и продолжить путешествие на следующем автобусе.
Этот проект интересен не только для гостей города, но и для петербуржцев. Уверяю вас, многие жители не видели, как сегодня красив парадный Санкт-Петербург ночью в ореоле художественной подсветки дворцов и мостов...
|